Психология и жизнь » Кинетический песок: терапия и развитие
Подписка на RSS ленту Читать в Яндекс.Подписках

Кинетический песок: терапия и развитие

Кинетический песок не зря называют «живым» и уникальным, он обладает отличными свойствами, успешно используется для развития и терапии. Методы песочной терапии различны, можно использовать кинетический песок, классический «сыпучий» песок в песочнице, рисование песком на световых планшетах, использование песочницы в сочетании со сказкотерапией и пр. Сейчас, хотелось бы остановиться на кинетическом песке и рассмотреть подробнее методы работы с ним, ведь не зря говорят «волшебный» песок, упоминая песок кинетический.

Для начала, хотелось бы сказать о песке вообще, песочная терапия дает возможность ребенку или взрослому, перенести свои психологические травмы вовне — на песок. С помощью песка «включаются» фантазия, воображение и формируется ощущения связи и контроля над собственным внутренним миром.

Кинетический песок похож на влажный морской песок, при этом он сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры. Песок приятен на ощупь, абсолютно нетоксичен и не вызывает аллергии. Бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей, не оставляет следов на руках и оказывает расслабляющее и терапевтическое действие

Играя с кинетическим песком, ребенок прорабатывает негативные эмоции, чувства и ощущения, песочная терапия позволяет выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождает от страхов и, пережитый негатив, не преобразуется в психотравму. Кроме того, кинетический песок идеален в работе с психосамотическими проявлениями, поскольку дает прочувствовать связь внутреннего и внешнего. и ощутить одновременно зыбкость и силу этой связи, способность влиять на внутреннее состояние и контролировать свои эмоции.

Кинетический песок эффективен при работе с агрессивными детьми, гиперактивными детьми, застенчивыми и «зажатыми» детьми, с детьми, которым требуется развитие усидчивости, концентрации внимания, памяти, развитие речи и коммуникативных навыков, умения связывать собственную деятельность с ее результатом. Кинетический песок эффективен не только, как метод песочной психотерапии, но и как элемент развивающих занятий с детьми. Особенно полезен такой песок для детей раннего и дошкольного возраста.

Цель использования кинетической песочницы для детей раннего возраста (от года до трех лет) — это развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики и речи, общего кругозора. Увлекательная игра в песок развивает мышление, память, внимание, воображение. Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического эксперементирования с различными предметами, возникают зачатки самостоятельной игры. Занятия в кинетической песочнице стимулируют познавательный интерес и побуждают малыша к активному развитию.

Кинетический песок для детей дошкольного возраста (с 3 до 6-7 лет) обладает всеми теми же достоинствами, что и для детей раннего возраста, кроме того развивает самовыражение и сапомознание, умение выражать свои чувства и эмоции, развивает творческий потенциал, образно-логическое мышление. Занятия с кинетическим песком формируют уверенность в себе, способствуют эффективной адаптации в новом коллективе, в новой жизненной ситуации. С помощью песочных игр можно корректировать поведение ребенка, его эмоционально- личностные качества. Игра с кинетическим песком является еще и отличным диагностическим методом, дает возможность увидеть и понять, что происходит у ребенка внутри, его переживания, эмоции, страхи, дает возможность отработать негатив, проработать конфликтные ситуации в игре. Все это позволяет успешно использовать кинетический песок в индивидуальных психологических консультациях детей и взрослых. 

Какой эффект можно увидеть практически сразу, на первом занятии?
Ребенок расслабляется, уходит напряжение, происходит адаптация к новому месту и коллективу, меняется фон настроения на положительный, ребенок «раскрывается», вовлекается в самостоятельную или совместную деятельность, активно задействуется речь и коммуникативные навыки.

В последующем, после регулярных занятий, происходит то самое «волшебство», начиная от развития моторики, сенсорики, речи и заканчивая коррекцией гиперактивности, застенчивости, агрессивности и психосоматических проявлений.

Однако, стоит отметить, что основной и наиболее полный эффект от работы с кинетическим песком может быть достигнут только на занятиях с психологом. Поскольку, игры с песком в домашних условиях, хоть и обладают своими полезными свойствами, но не смогут в полной мере нести весь комплекс развивающих функций и коррекционного воздействия. На занятиях с психологом, работа ребенка на песке сопровождается необходимыми вопросами, комментариями, коррекционными манипуляциями, все это в полной мере дает эффект «волшебства», направляет обычную игру в песок в русло полезной и эффективной игры.

 

 

 

 

 

 


Возможно Вам будут интересны следующие статьи:
  • Развивающие занятия для детей от 2,5 лет
  • Развивающие игры для детей от 2-х лет. Часть третья: развитие навыков межличностного общения
  • Развивающие игры для детей от 2-х лет. Часть первая: визуально-пространственные навыки
  • Психосоматические расстройства у детей: какие они?
  • Развивающие игры для детей от 2-х лет. Часть вторая: развитие речи
  • Ваш отзыв

     
     
     
     
     
    Правила комментирования
    Индекс цитирования.