Психология и жизнь » Психологическая готовность ребенка к школьному образованию
Подписка на RSS ленту Читать в Яндекс.Подписках

Психологическая готовность ребенка к школьному образованию

Психологическая готовность к школе включает в себя личностную готовность ребенка, интеллектуальную, физическую, речевую, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность. Очевидно, что психологическая готовность ребенка к школьному образованию очень важна для успешного развития будущего школьника и для успешного обучения ребенка в школе. Рассмотрим подробнее компоненты психологической готовности к школе.

Итак, начнем с личностной готовности ребенка. Личностная готовность ребенка — это готовность принять свою новую социальную позицию, а именно, положение школьника. Ребенок должен понимать свои новые обязанности и права, обладать определенной мотивацией к обучению в школе, принимать и «видеть» себя школьником. 

 
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого привлекает в школе не ее внешняя сторона (атрибуты школьной жизни — портфель, тетради, учебники), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. 

 

Будущему школьнику необходимо уметь управлять своим поведением и познавательной деятельностью, кроме того, старший дошкольник должен обладать учебной мотивацией и иметь сформированную эмоциональную устойчивость, что позволит успешно обучаться и эффективно «впитывать» новые знания.

Интеллектуальная готовность ребенка — это его кругозор, запас конкретных знаний, сформированное восприятие, обобщенные формы мышление, основные логические операции и начальные учебные знания.

Готовым к школьному обучению является ребенок у которого сформированы: аналитическое мышление, дифференцированное восприятие, рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии), интерес к знаниям, логическое запоминание и овладение на слух разговорной речью. Кроме того, к интеллектуальной готовности относятся развитие тонких движений руки и зрительно-двигательная координация.
 

 

Социально-психологическая готовность ребенка к школе — это формирование у ребенка качеств, благодаря которым он сможет эффективно общаться с учителями и сверстниками в классе, т.е. должна быть сформирована потребность в общении с другими, умение устанавливать контакт с новыми людьми,  действовать совместно с другими, уступать и защищаться.

Физическая готовность ребенка — это общее физическое развитие ребенка (нормальный вес, рост, мышечный тонус и другие показатели, соответствующие нормам физического развития девочек и мальчиков 6-7 лет), состояние зрения, слуха, мелкой моторики, состояние нервной системы, общее состояние здоровья.

Речевая готовность — это сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса и монологической речи, ее грамматическая правильность.

Эмоционально-волевая готовность — это умение ставить цель, принимать решения и планировать свои действия. Применять усилия и преодолевать препятствия для достижения цели.

Готовность к школьному обучению — это итог дошкольного периода психологического развития ребенка, необходимый и достаточный для усвоения школьной программы. Важно, уже в дошкольном возрасте, помочь ребенку овладеть необходимым знаниями и умениями, которые в дальнейшем подготовят ребенка к успешному овладению новыми знаниями в школе.


Возможно Вам будут интересны следующие статьи:
  • Развивающие занятия для детей от 2,5 лет
  • Кинетический песок: терапия и развитие
  • «Читаем» жесты: агрессивность и готовность действовать
  • Психосоматические расстройства у детей: какие они?
  • Тренинг для родителей: эффективное взаимодействие с подростком
  • Ваш отзыв

     
     
     
     
     
    Правила комментирования
    Индекс цитирования.