Психология и жизнь » Формирование социально-психологических установок подростков – воспитанников коррекционных интернатных учреждений
Подписка на RSS ленту Читать в Яндекс.Подписках

Формирование социально-психологических установок подростков – воспитанников коррекционных интернатных учреждений 19 Фев 2010

Формирование социально-психологических установок изучалось нами в рамках исследования социально-психологических факторов формирования профессионального самоопределения. Исследование проводилось в общеобразовательных, коррекционных школах и общеобразовательных и коррекционных интернатных учреждениях, среди подростков 14-16 лет.

Социально-психологические установки являются определёнными ценностными ориентациями личности, которые представляют интерес не только в профориентации и профессиональном отборе, но и в межличностных отношениях при социальных контактах, в брачно-семейных отношениях, и играют важную роль в профессиональном и личностном самоопределении человека. При изучении социально-психологических установок была определена степень их выраженности у испытуемых.

Социально-психологические установки, направленные на «альтруизм – эгоизм». У девятиклассников, воспитывающихся в семьях, в 93% случаев выражена установка на эгоизм. У выпускников школы VII вида в большей степени выражена установка на альтруизм (86%). У 60% девятиклассников, воспитывающихся в условиях детского дома и у 90% подростков – воспитанников коррекционных интернатных учреждений, преобладает выраженность установки на эгоизм.
Из полученных результатов, очевидно, что среди школьников преобладает направленность на эгоизм, кроме выпускников школ VII вида. Известная доля эгоизма присуща каждому человеку, но выражена в разной степени и проявляется согласно внутреннему контролю личности. Таким образом, выраженный эгоизм, особенно в подростковом периоде является вполне допустимым. Воспитанники интернатных учреждений проявляют эгоизм, предположительно в связи с условиями воспитания вне семьи, для них характерно отсутствие тесных эмоциональных отношений, свойственно ощущение неудовлетворённости и недоверия к миру, что формирует у данной категории детей понятие: рассчитывать можно только на себя. Направленность на альтруизм учащихся коррекционной школы, скорее всего, связано с заинтересованностью школьников коррекционных учреждений в положительной оценке своей деятельности и влиянию специального обучения данных подростков социально-бытовым нормам и правилам.

Социально-психологические установки, направленные на «процесс – результат». Девятиклассники, воспитывающиеся в семьях, в большей степени ориентированы на процесс выполняемой работы – 64% подростков. Выпускники школы VII вида в 79% случаев направлены на результат деятельности. Среди девятиклассников, воспитывающихся в условиях детского дома, в 87% случаев выражена установка на процесс деятельности. У подростков – воспитанники коррекционных интернатных учреждений, в 90% случаев выражена установка на процесс выполняемой работы.

Судя по полученным результатам, очевидно, что у нормально развивающихся школьников, независимо от условий воспитания, более выражена установка, направленная на процесс выполняемой работы, то есть данные подростки более ориентированы на процесс и менее задумываются над достижением результата. Им свойственно опаздывать со сдачей работы, ими больше движет интерес к делу и для достижения результата требуется много рутинной работы, к которой подростки испытывают негативное отношение. Таким образом, можно предположить, что высокая учебная загруженность подростков в настоящее время, требование, которые предъявляет школьникам ближайшим окружением, необходимость определяться и принимать взрослые решения в отношении своего будущего, в том числе профессионального, наряду с трудностями, возникающими в современной обстановке в стране, ведут к проявлению выраженной направленности на процесс. Для заинтересованности в результате, подросткам необходимо испытывать личный интерес к деятельности, на задания, которые являются обязательными, требуется больше усилий и времени. Выпускники коррекционных школ в большей степени ориентированы на результат деятельности. Такие данные характеризуют возможность достигать результата в своей деятельности вопреки суете и помехам. Получая в школе определённую трудовую подготовку, данные школьники имеют опыт деятельности, в которой они достигают определённого результата, за который учащиеся получают положительную оценку взрослых, в том числе в семье, что повышает самооценку и мотивацию к достойному результату.

Таким образом, результат деятельности имеет большое значение для учащихся в школах VII вида. Воспитанники коррекционных интернатных учреждений не заинтересованы в результате деятельности, не проявляют интерес к смыслу труда, получая удовольствие только от отдельных этапов процесса работы. При этом, выполняя задания, как правило, не заинтересованы в положительной оценке со стороны, не чувствуя ответственности за свои поступки, что связано с доминированием желаний и недостаточностью регуляции эмоционально-волевой сферы.

Следовательно, на установки подростков – воспитанников коррекционных интернатных учреждений, оказывает влияние не только наличие особенностей развития, но и условия семейной депривации.

Социально-психологические установки «свобода – власть».
Девятиклассники, воспитывающиеся в семьях, в большей степени ориентированы на свободу – 71%. Выпускники школы VII вида в 86% случаев ориентированы на свободу. У девятиклассников, воспитывающихся в условиях детского дома, в 73% случаев выражена установка на свободу. У подростков – воспитанников коррекционных интернатных учреждений в 85% случаев выражена установка на власть.

Судя по полученным результатам, очевидна выраженность установки на свободу у категорий испытуемых, исключая воспитанников коррекционных интернатных учреждений. Ориентация на свободу характерна для тех, кто трудно переносит постоянный внешний контроль и стремится к самостоятельности не только в деятельности, но и в принятии решений. Подростки, воспитывающиеся в семьях, испытывают контроль и определённое давление со стороны семьи и школы, таким образом, школьники желают свободы выбора и решений. То же касается и подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, оказываясь в ситуации подчинения, соблюдая правила и выполняя указания сотрудников детского дома, испытывая давление школы, подростки в основном ориентированы на свободу, практически не имея властных предпосылок. У выпускников школ VII вида направленность на свободу более выражена по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, не зависимо от условий воспитания. Следовательно, данные школьники в большей степени ориентированы на свободу, что, скорее всего, связано с обучением в специальной школе, где поддерживается строгая дисциплина и соблюдается постоянный контроль, обусловленные негативными проявлениями асоциальных форм поведения подростков. Подростки – воспитанники коррекционных интернатных учреждений в целом ориентированы на власть, что характеризуется проявлением властных наклонностей и желания превосходства над другими. У данных подростков жизненный опыт более ограничен, чем у нормально развивающихся воспитанников детского дома из-за особенностей развития, что ведёт к формированию искажённого представления о взаимоотношениях в обществе, при этом для них характерно преобладание эгоцентрических эмоций. Не исключаются проявления агрессивного и враждебного поведения по отношению к окружающим. Таким образом, данные воспитанники стремятся обладать властью для укрепления своего положения и для удовлетворения своих потребностей и желаний.

Социально-психологические установки «труд – деньги». Девятиклассники, воспитывающиеся в семьях, в большей степени ориентированы на деньги (57%). Выпускники школы VII вида в 57% случаев ориентированы на труд. У Девятиклассников, воспитывающихся в условиях детского дома, в 80% случаев выражена установка на труд. У подростков – воспитанников коррекционных интернатных учреждений, в 90% случаев выражена установка на деньги.
Судя по полученным результатам, можно сделать вывод, что нормально развивающиеся подростки, воспитывающиеся в семьях, в большей степени ориентированы на деньги, то есть на материальную сторону и в профессинальной деятельности.
Определяя смысл своей будущей профессии, данные школьники, часто обосновывали выбор деятельности материальной выгодой, что можно объяснить современной экономической обстановкой в стране, когда финансовые средства являются неотъемлемой частью успешной жизни и получать за свой профессиональный труд высокую оплату – оправданное и адекватное желание зрелой личности. Нормально развивающиеся подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, в большей степени ориентированы на труд, для таких школьников труд является более важным занятием и может занимать всё свободное время. При выборе профессиональной деятельности данные школьники часто ориенировались на достижение социального статуса, кроме того, в детском доме детей постоянно готовят к социальной адаптации и воспитанники стремятся достичь её, в первую очередь, через профессию, то есть через труд, в том числе и материально обеспечить своё будущее. Выпускники школы VII вида, понимая определенные трудности, связанные с получением образования и устройством на работу, оценивая возможность реализовать себя с помощью качественно выполняемой профессиональой деятельности, в целом ориентированы на труд. Подростки – воспитанники коррекционных интернатных учреждений в наибольшей степени ориентированы на деньги, как и на власть. То есть данная категория подростков стремится удовлетворять свои потребности и желания наиболее простым путем: властью и деньгами, не затрачивая силы на труд и результативность деятельности. Акцентируя внимание только на поверхностных проявлениях жизни общества, данные школьники, выделяют для себя приоритеты достижения комфорта.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Выраженность социально-психологических установок предположительно имеет различные мотивы для каждой категории испытуемых. По результатам исследования, очевидно, что на формирование социально-психологических установок подростков – воспитанников коррекционных интернатных учреждений в большей степени оказывает влияние семейная депривация, так как результаты учащихся коррекционных школ абсолютно противоположны.

Ваш отзыв

 
 
 
 
 
Индекс цитирования.