Психология и жизнь » Особенности структуры социального интеллекта подростков – воспитанников коррекционных интернатных учреждений
Подписка на RSS ленту Читать в Яндекс.Подписках

Особенности структуры социального интеллекта подростков – воспитанников коррекционных интернатных учреждений 05 Янв 2010

Исследование структуры социального интеллекта подростков – воспитанников коррекционных интернатных учреждений осуществлялось нами в рамках исследования особенностей профессионального самоопределения, в частности его ценностно-нравственного компонента учеников общеобразовательной школы, воспитывающихся в семьях, воспитанников образовательных интернатных учреждений, выпускников школы VII вида, воспитывающихся в семьях и воспитанников коррекционных интернатных учреждений.
Социальный интеллект – интегральная интеллектуальная способность, которая позволяет понимать окружающих, проникать в мотивацию поведения и распознавать сущностные черты их личности. Социальный интеллект обеспечивает успешность социальной адаптации, объединения и регулирования познавательных процессов, коммуникативных взаимодействий личности с окружающими социальными объектами. К процессам, составляющим социальный интеллект, относятся социальная чувствительность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Таким образом, социальный интеллект влияет на процесс социализации, что в свою очередь оказывает влияние на социальное и как следствие, профессиональное самоопределение подростков.

Воспитанники образовательных интернатных учреждений в 67% случаев умеют предвидеть последствия поведения, предсказывать события, выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. При этом обладают знаниями правил, регулирующих поведение людей. Однако в малой степени владеют языком телодвижений, взглядов и жестов. В общении, в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений, могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника. 53% данной категории подростков – обладают способностью правильно понимать речевую экспрессию в контексте определённой ситуации и конкретных взаимоотношений, способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками и в разных ситуациях. 87% воспитанников – способны анализировать ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, понимают изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путём логических умозаключений могут предсказывать поведение человека и отыскивать причины определённого поведения. Общий уровень социального интеллекта у воспитанников – выше среднего.

Нормально развивающимся школьникам, воспитывающимся в семьях, в 64% случаев не хватает умения ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия, и знания нормо-ролевых моделей поведения. В 57% случаев – слабо развито умение невербального общения (способность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с вербальными средствами общения). 54% школьников – правильно понимают речевую экспрессию в контексте определённой ситуации и конкретных взаимоотношений, способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками и в разных ситуациях. 71% учеников – анализируют ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития. Путём логических умозаключений могут предсказывать поведение человека и отыскивать причины определённого поведения. Таким образом, общий уровень социального интеллекта школьников – средний.

Девятиклассники с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях семьи или детского дома, в 100% случаев недостаточно понимают связь между поведением и его последствиями, неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других, слабо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения. В общении, в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений, могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника. Трудно распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Девятиклассники школы VII вида (57%) и воспитанники коррекционных интернатных учреждений (100%) испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, трудно адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми. Общий уровень социального интеллекта у школьников с ЗПР, не зависимо от условий воспитания – ниже среднего.

На основании полученных результатов, можно сделать выводы:
1. Нормально развивающиеся девятиклассники, не зависимо от условий воспитания, способны анализировать ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, понимают изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путём логических умозаключений могут предсказывать поведение человека и отыскивать причины определённого поведения.
2. Выпускники школ VII вида и подростки – воспитанники коррекционных интернатных учреждений испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации.
3. Уровень социального интеллекта обусловлен в большей степени, задержкой психического развития, и в меньшей – условиями семейной депривации. Так как эффективность занятий, обучающих правилам поведения, общепринятым социальным нормам в обществе и навыкам коммуникативных способностей снижена из-за особенностей развития данной категории подростков и усугубляется отсутствием социального опыта.

Низкий социальный интеллект может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения, а так же может в определённой степени компенсироваться другими психологическими характеристиками (развитой эмпатией, стилем общения и другими).

Опубликовано: Современные проблемы общей и специальной педагогики и психологии детства, 2009. — С. 94-95.

Ваш отзыв

 
 
 
 
 
Индекс цитирования.